Даже при осторожном профессиональном вождении, без превышений скорости и с полным соблюдением правил дорожного движения могут возникать критические ситуации, требующие от водителя применения экстренного маневрирования. Критические ситуации могут возникнуть на дороге по вине других участников дорожного движения или просто из-за невозможности правильно спрогнозировать развитие ситуации в конкретных условиях.

Экстренное маневрирование требует от водителя освоения определенного набора действий, которые необходимо выполнить в случае экстремальной ситуации, чтобы избежать дорожно-транспортного происшествия.

Применение экстренного маневрирования в реальных дорожных условиях основывается на объединении отдельных приемов управления автомобилем, таких как техника прерывистого и ступенчатого торможения, управляемое скольжение при прохождении поворота, маневрирование автомобиля без потери скорости и других. Самое главное для водителя в любой критической ситуации на дороге – это ни в коем случае не паниковать, не отпускать руль, чтобы полностью не потерять управление над автомобилем. Ведь только в полете автомобиль является полностью неуправляемым, во всех же остальных случаях многое зависит от выдержки и мастерства самого водителя.

Экстренное маневрирование требует от водителя умения быстро принимать решения и импровизировать, одновременно постоянно и непрерывно контролируя каждое свое действие. В любой критической ситуации необходимо искать пути выхода, даже когда вариантов практически не осталось. Но еще более важно научиться правильно и своевременно распознавать опасность, умело прогнозируя складывающуюся дорожную обстановку. Все это не только позволит водителю выйти из критической ситуации с наименьшими потерями, но и существенно уменьшит сам риск возникновения таких ситуаций на дороге.

В том случае, если водитель все-таки попал в сложную, критическую ситуацию на дороге, необходимо вспомнить о нескольких приемах управления автомобилем, которые могут помочь в данном конкретном случае. Достаточно частой бывает ситуация, когда пешеход вдруг резко выскакивает на дорогу перед автомобилем.

В случае неожиданного возникновения препятствия на пути автомобиля на помощь водителю может прийти прием аварийного торможения с помощью критического или ритмического заноса. При этом регулировать амплитуду заноса можно благодаря различной величине и длительности подачи «газа».

Другой распространенный прием маневрирования в критических ситуациях, это — экстренный поворот. Он включает в себя как комбинированное торможение и перевод автомобиля в дозированный занос, так и прохождение поворота в заносе и последующее выравнивание автомобиля по выбранной траектории движения.

Для объезда малых препятствий, неожиданно появившихся на пути следования машины, выполняется прием экстренного маневрирования с помощью силового руления. Он заключается в том, что водитель осуществляет резкий маневр силовым рулением в сторону препятствия двумя руками без перехвата, при этом подача «газа» сбрасывается на период поворота руля. Критическая ситуация на дороге может потребовать от водителя выполнения достаточно сложного приема — резкого разворота и поворота на минимальной площади в заносе.

Этот маневр выполняется на небольших скоростях (до 20- 25 км/ч). В этом случае управляемые колеса автомобиля быстро поворачиваются почти до отказа в нужную сторону, и одновременно водитель выжимает до конца педаль «газа». Угол и скорость резкого разворота регулируются рулем и той же педалью «газа». Для осуществления подобного маневра в реальной дорожной ситуации необходимо практиковаться, выполняя разворот с заносом в различные стороны и добиваясь идеального совершения маневра на ширине около пяти – семи метров.

Для успешного осуществления экстренных приемов маневрирования водитель должен умело выбирать скорость руления в зависимости от загрузки передних колес автомобиля. Без загрузки передних колес необходимо использовать только плавное руление, с загрузкой, наоборот, резкое. Перед началом маневра следует загружать именно управляемые колеса.

Водитель должен научиться контролировать по собственным ощущениям тела и рук стабильность автомобиля при выполнении каждого маневра, одновременно исключив какие-либо паузы между замедлением и поворотом руля, поворотом руля и разгоном автомобиля. После выполнения любого резкого маневра необходимо всегда быть готовым к тому, чтобы стабилизировать машину с помощью реакции на занос, ускоренного руления, разгона или дозированного торможения.

Выполнение приемов маневрирования в критических ситуациях требует от водителя не только изучения в теории всей последовательности действий, но и длительных тренировок для того, чтобы выработать умение прогнозировать реакцию автомобиля на то или иное управляющее воздействие. Освоив приемы экстренного маневрирования, Вы можете быть уверенным в том, что любая неожиданная критическая ситуация на дороге не станет для Вас препятствием и Вы сможете выйти из нее с честью.