Мало найдется в мире автовладельцев, кто ни разу не слышал о компании Michelin – одного из лидеров в области разработки и производства автомобильных покрышек. Сегодня  продукция Michelin реализуется в более чем 170 странах мира, а годовой объем производства компании достиг отметки в 190 миллионов шин. Michelin может похвастаться более чем столетней историей своего развития. Компания внесла огромный вклад в разработку и внедрение инновационных технологий шинного производства.

Мировой шинный бренд – Michelin

Michelin – это традиционное европейское качество в сочетании с самыми современными технологическими решениями. Компания является не только мировым лидером в сегменте высокотехнологичных легковых шин, но и успешно производит и продает шины для самолетов, мотоциклов, сельскохозяйственной техники и даже космических челноков.

Основателями компании считаются Андре и Эдуард Мишлен, однако истоки их семейного бизнеса лежат еще задолго до появления братьев на свет. Их дед, Аристид Барбье, вместе со своим двоюродным братом Эдуардом Добре построили в 1830 году небольшую фабрику в провинции Клермон-Ферран, которая начала заниматься производством различных металлоконструкций.

После смерти Аристида, являвшегося одним из руководителей фабрики, на предприятии начались серьезные проблемы. В результате, после череды отставок руководителей фабрикой взялся управлять 33-летний Андре Мишлен, вернувшийся к тому времени из Парижа в город своего детства. Андре был человеком незаурядного ума и высокого интеллекта, он получил архитектурное и инженерное образование.

Вскоре к управлению фабрикой присоединяется и его брат Эдуард,   закончивший к этому моменту Академию художеств. Сумев немного поправить финансовые дела на фабрике, они переименовывают в 1889 году свою компанию в «Compagnie Generale des Etablissements Michelin». Именно этот год и считается датой основания теперь уже всемирно известного производителя автомобильных шин.

Изначально фабрика братьев Мишлен выпускала водопроводные и газовые трубы, клапаны, тормозные колодки и много других подобных вещей. Успех же к компании пришел в тот момент, когда братья решили обратить свое внимание на новое транспортное средство, стремительно набиравшее популярность – велосипед. В конце XIX века на велосипеды еще ставили несъемные шины, которые просто приклеивали к ободу. Компания Michelin предложила новое технологическое решение — съемные велосипедные шины. Они были опробованы в 1891 году в знаменитой велосипедной гонке «Париж – Брест — Париж», на одном из участков которой были разбросаны гвозди.

Преодолев все препятствия, гонку выиграл велогонщик Шарль Террон на велосипеде, оснащенном съемными пневматическими шинами Michelin. Естественно, что после такого оглушительного успеха интерес к продукции компании Michelin со стороны владельцев велосипедов значительно вырос. И уже через два года фабрика братьев Мишлен продавала несколько тысяч шин для велосипедистов из различных стран Европы.

Помимо велосипедных шин, фабрика начала производить и шины для фиакров – колясок, передвигавшихся за счет лошадиных упряжек. Но в конце XIX столетия перед компанией замаячила совершенно новая перспектива. В 1894 году французский журналист Пьер Жиффар организовал первый автомобильный пробег. Хотя автомобили, участвовавшие в этом пробеге, двигались со скоростью не более 21 километра в час, интерес к новому транспортному средству был колоссальный.

За этим пробегом внимательно следили и братья Мишлен, которые быстро поняли, что будущее за автомобилями. Поэтому на фабрике впервые приступили к разработке пневматических шин для автомобилей. Андре и Эдуард Мишлен справедливо полагали, что лучшей рекламой для продвижения их автомобильных шин станут автопробеги. Постепенно такие пробеги уже перерастали в настоящие автомобильные гонки, сопровождавшиеся огромным стечением публики.

В 1898 году происходит одно из важнейших событий в истории развития Michelin – рождение легендарного символа компании. Наверное, каждый автовладелец хотя бы один раз в жизни видел изображение маленького человечка, созданного из стопки шин, по имени Бибендум. Между прочим, уже в XXI веке Бибендум был признан одним из самых известных рекламных логотипов в мире.

На лондонской выставке в 1894 году Эдуард Мишлен увидел гору из сложенных друг на друга шин разного диаметра. Это подсказало ему рождение нового символа компании – человека-логотипа из горы шин. Эдуард обратился за помощью к  известному художнику и карикатуристу О’Гэллапу (Морису Российону). Тот принес несколько эскизов, на которых был изображен толстенький «Пивной Король» с кружкой пива. Суть идеи была в том, что в пивной кружке якобы были гвозди, которые легко проглатывал этот «шинный человечек».

Подобное изображение с Бибендумом должно было свидетельствовать о том, что шины Michelin способны преодолевать любые преграды на дороге. Надо сказать, что художник ранее предлагал похожую работу одному пивовару из Мюнхена, но тот отказался. Братьям же Мишлен рисунки понравились, но от кружки пива в будущем компании все же пришлось отказаться.

Собственно, коммерческие успехи компании Michelin во многом связаны с очень эффективными рекламными компаниями, постоянно использовавшими образ Бибендума. В этих компаниях с «шинным человеком» искусно обыгрывались такие темы, как автомобильные гонки, технические преимущества шин Michelin и карикатуры на известных исторических личностей. Позже к ним добавилась еще и реклама с каким-либо социальным подтекстом. Введение популярного персонажа оказало огромное влияние на дальнейшее продвижение продукции компании Michelin на мировых рынках. Кстати, Michelin стала первой шинной компанией, которая начала размещать на страницах печатных изданий рекламные сообщения.

Братья Мишлен также старались всячески популяризировать путешествия на автомобилях, а потому их фабрика начала выпускать специальные туристические гиды и каталоги, где путешественники могли найти сведения о ближайших автозаправках, ресторанах и отелях. Не удивительно, что в самом начале XX века оборот компании составлял уже более шести миллионов франков. Из небольшого семейного предприятия Michelin вскоре превратилась в крупнейшую производственную компанию благодаря открытию заводов во Франции и США.

Конечно, Michelin добилась успеха на рынке не только с помощью продуманных рекламных компаний и запоминающегося логотипа. Ей принадлежит множество инновационных идей и разработок, буквально перевернувших шинную индустрию. В частности, сразу после Второй мировой войны компания испытывала серьезные проблемы, но сумела блестяще справиться с ними благодаря выпуску в 1946 году первой в мире радиальной шины, известной под маркой «Michelin X».

Эти шины были разработаны инженером Michelin Мариусом Миньолом на основе совершенно новой технологии, которая обеспечила покрышкам в два раза больший срок службы по сравнению с традиционными моделями шин, присутствовавшими тогда на рынке. Разработка радиальных шин привела к тому, что практически все последующее десятилетие заводы Michelin просто не могли успевать за спросом на свою продукцию. Компании пришлось расширять свою производственную базу. И по сей день Michelin занимает лидирующие позиции в исследовательском секторе, предлагая потребителям самые высокотехнологичные модели покрышек.

Интересна история появления шин Michelin в России. Оказывается, что популярности в нашей стране она также обязана одной гонке, правда, на этот раз автомобильной. В 1907 году в Российской империи прошла автомобильная гонка Москва – Санкт-Петербург в честь проведения в столице Первой международной автомобильной выставки. Выиграл гонку француз А.Дюрэ на автомобиле Лорен-Дитрих, оснащенном шинами Michelin.

На следующий год была проведена аналогичная гонка, приуроченная к проведению автомобильной выставки в Москве. Победу одержал гонщик Виктор Эмери на автомобиле Бенц, также обутом в шины Michelin. Это не могло не подхлестнуть интерес россиян к продукции фабрики братьев Мишлен и шины этой марки в 1909 году начали продаваться в семи городах империи. Более того, в российском журнале «Автомобиль» появилась специальная рубрика под названием «Беседы Мишлен», где регулярно появлялись статьи о шинах, правилах их эксплуатации и хранения.

А в 1912 году шины Michelin успешно прошли тяжелое испытание в рамках «Пробега военных грузовиков», организованного для конкурсного отбора грузовых автомобилей для нужд российской армии. К Октябрьской революции в различных городах страны работало уже несколько десятков складов Michelin, снабжающих шинами российских автовладельцев. Но после революции официальные отношения компании Michelin с нашей страной прервались на долгие десятилетия. Только в 1994 году в Москве было снова открыто представительство французской компании.

На сегодняшний день Michelin располагает множеством производственных и технологических площадок, а также торговыми представительствами практически по всему миру. В исследовательских и конструкторских центрах постоянно ведутся разработки новых моделей шин, которые затем тщательно тестируются на испытательных полигонах Michelin в Испании, Франции и США. Огромный научный потенциал инженеров Michelin позволяет компании поддерживать свое лидерство в области производства шин для легковых автомобилей на протяжении многих лет.

Источник: AnyTyres.ruтесты и обзоры шин (при перепечатке активная ссылка обязательна)