Каждый знает, что есть летняя, зимняя и всесезонная резина. Отличается она не только рисунком протектора и ошиповкой, но и химическим составом. Например, летняя резина зимой становится жесткой, так как это пластмасса и ее протекторы быстро забиваются. Результат – никакого сцепления с дорогой и как следствие — авария. И наоборот, зимняя резина летом становится мягкой и хрупкой, как пластилин, что тоже снижает сцепление с любым дорожным покрытием и ускоряет износ. К всесезонным шинам отношение двоякое. Вроде и деньги экономишь… но походи круглый год в одной паре обуви. Да и универсальности доверия мало: объять необъятное, универсальная таблетка, словом, ни рыба ни мясо. Ездить на ней, конечно, можно, но очень аккуратно: низкий уровень безопасности, недостаточно хорошая пластичность как зимой, так и летом.

Самое мудрое решение – подбирать «обувку» в соответствии с сезоном, типом автомобиля (требованиям завода-изготовителя) и стилем своего вождения. Например, если на улице лето и вы часто ездите по скоростным дорогам, то лучше выбрать дождевую резину (исключающую эффект аквапланирования) с высоким индексом скорости. Если же на улице зима и ездить приходится в основном по обледенелым дорогам, то лучше переобуться в ошипованную резину.

Часто автолюбители спорят, какая резина зимой лучше, с шипами или без (фрикционная). А спорить, в принципе, не о чем. Все зависит от того, где и как вы ездите. Заострим внимание на «где». Зимой существует только два вида дорог: обледенелые (раскатанные) и заснеженные. Со льдом под колесами отлично справляются шипы, но на заснеженной дороге они бесполезны. Здесь гораздо лучше себя покажут фрикционные шины. Кроме того, они меньше шумят и осенью их можно ставить, не дожидаясь первого снега. Если же поставить загодя ошипованные колеса и ездить на них по чистому асфальту, жди беды – скользить на шипах можно, как на коньках. В Москве, например, где зимой дороги мало отличаются от летних, более оправданно использование зимних шин без шипов. Но при этом следует быть осторожным на перекрестках и под эстакадами, где встречается лед. Фрикционные шины его держат, но не так, как ошипованные.

Следующий критерий выбора «обувки» — требования к резине завода-изготовителя вашего авто. Это радиус, ширина и высота профиля, индекс нагрузки и скорости. Вся эта информация указывается на боках покрышек. Например: 175/70 R13 82 T.

175 — ширина профиля шины, мм.
70 — высота профиля в % от ширины (70 % от указанной ширины =» 122,5″ мм). Бывает, что высоту профиля называют серией. Если же этот показатель на резине не указан, то шина полнопрофильная (80-82%).
R13 — диаметр диска, на который рассчитана шина.
82 — индекс нагрузки. Указывает на максимально допустимую нагрузку на шину в кг.
Т — индекс скорости. Указывает на максимально допустимую скорость.

Этой информации вполне достаточно, чтобы грамотно подобрать шины, но есть и другие обозначения, несущие массу полезной информации:
TUBE TYPE — камерная конструкция.
TUBELESS — бескамерная конструкция.
TREADWEAR 380 — коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к «обычной шине», для которой он равен 100.
TRACTION А — коэффициент сцепления, имеет значения А, В и С. Шины с коэффициентом А имеют наибольшую величину сцепления.
TEMPERATURE A — температурный режим, показатель характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он, как и предыдущий, подразделяется на три категории А, В и С.
Е17 — соответствие Европейским стандартам.
DOT — соответствие стандартам США.
M+S (грязь и снег), Winter (зима), Rain (дождь), Water или Aqua (вода), All Season North America (все сезоны Северной Америки) и т.п. — шины, предназначенные для эксплуатации в конкретных условиях.
PLIES: TREAD — состав слоя протектора.
SIDEWALL — состав слоя боковины.
MAX LOAD — максимальная нагрузка, кг/английские фунты.
MAX PRESSURE — максимальное внутреннее давление в шине, КПа.
ROTATION >>> — направление вращения.
LEFT — шина устанавливается на левую сторону автомобиля (шина с асимметричным рисунком протектора).
RIGHT — шина устанавливается на правую сторону автомобиля (шина с асимметричным рисунком протектора).
OUTSIDE или Side Facing Out — внешняя сторона установки (шина с асимметричным рисунком протектора).
INSIDE или Side Facing Inwards — внутренняя сторона установки (шина с асимметричным рисунком протектора).
TWI D — указатель индикатора износа проектора. Индикатор – выступ на дне канавки протектора. Если протектор стирается до его уровня, значит пришло время менять шину.

Таблица индексов скорости

Условное обозначение

Максимальная скорость, км/ч

L

120

M

130

N

140

P

150

Q

160

R

170

S

180

T

190

U

200

H

210

V

240

W

270

Y

300

Z

Свыше 240

Таблица индексов нагрузки шин

КН     кг КН     кг КН      кг КН     кг
50     190 71     345  92       630 113     1150
51     195 72     355  93       650 114     1180
52     200 73     365  94       670 115     1215
53     206 74     375  95       690 116     1250
54     212 75     387  96       710 117     1285
55     218 76     400  97       730 118     1320
56     224 77     412  98       750 119     1360
57     230 78     425 199       775 120     1400
58     236 79     437 100       800 121     1450
59     243 80     450 101       825 122     1500
60     250 81     462 102       850 123     1550
61     257 82     475 103       875 124     1600
62     265 83     487 104       900 125     1650
63     272 84     500 105       925 126     1700
64     280 85     515 106       950 127     1750
65     290 86     530 107       975 128     1800
66     300 87     545 108     1000 129     1850
67     307 88     560 109     1030 130     1900
68     315 89     580 110     1060
69     325 90     600 111     1090
70     335 91     615 112     1120

 

И напоследок еще несколько очень важных советов. Ставьте на все колеса резину одной марки и модели! Не стоит рисковать и переобувать к зиме только ведущие колеса! Не ставьте шины с одинаковыми рисунками, но производства разных фирм – не забывайте про отличие химических составов!